Дело мастера боится: часовые механизмы

Часовщик (Часовой мастер)

Дело мастера боится: часовые механизмы

Часовщик – мастер по ремонту или изготовлению часов.Профессия подходит тем, кого интересует физика и труд и хозяйство (см.выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношение к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создаёт или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер.

Часовщик работает с мельчайшими деталями. Чтобы лучше видеть, он использует сильные увеличительные стёкла.

Вся его работа требует сосредоточенности и внимания: малейшее неверное движение может загубить часовой механизм. Вероятно, поэтому часовщиков сравнивают с ювелирами.

Однако сами мастера считают такое сравнение неверным, потому что часовщик – это мастер, имеющий дело со сложным техническим устройством.

Часовой мастер может специализироваться на производстве часов (разработке и создании механизмов, корпусов и т.д.) или их ремонте. В свою очередь производство часов можно разделить на элитное и массовое.

Элитные часы стоят дорого, но не только потому, что их делают из дорогих материалов малыми партиями и по уникальному дизайну. Создание элитных часов может также означать создание необычных механизмов, а также ручную работу мастера над деталями. Например, деталь может быть выточена на крошечном токарном станке. Как правило, элитные часы – это механические часы.

Массовое производство – это конвейер и огромное количество одинаковых экземпляров. В массовом производстве тоже применяется ручной труд (особенно на сборке). Но очень многие операции производятся путём штамповки.

А вот ремонт часов – это всегда ручная работа над каждым экземпляром.

Когда часовщику приносят сломанные часы, он их разбирает, проводит диагностику поломки, определяет, какие детали следует заменить, а иногда сам их изготавливает или доводит до нужных параметров имеющиеся запчасти. Иногда бывает достаточно почистить механизм, чтобы часы заработали как новые. Когда неисправность устранена, мастер собирает их заново.

Часовые мастера могут специализироваться на различных типах часов: на настенных, наручных, карманных, башенных и пр.  А некоторые часовщики-ремонтники – настоящие мастера-универсалы.

В ремонтной мастерской мастеру приходится иметь дело и с механическими, и с кварцевыми часами, и с настенными, и с крошечными часами-кулонами. Единственное,  с чем большинство мастеров не сталкиваются – это башенные часы. Потому что башни с часами – вообще редкость.

Если уж говорить об эксклюзиве, то башенные часы – это всегда гарантированный эксклюзив.

Некоторые ремонтные мастерские специализируются на ремонте часов конкретных фирм. Это так называемые авторизованные сервисные центры. Такая мастерская, например, может специализироваться на ремонте часов только швейцарских фирм.

Примечательно, что не все часовые мастера глубоко разбираются в устройстве часов. В мелкой мастерской где-нибудь при супермаркете может работать мастер, проводящий простую починку: замену батареек, ремешков и т.п.  Иногда такой мастер заодно точит ножи и делает ключи.

В России часовая промышленность переживает спад. Качественные недорогие часы из-за рубежа потеснили продукцию отечественных часовых заводов, некоторые из которых закрылись.

Но что касается часовщиков-ремонтников, то они и сейчас нужны. Даже несмотря на то, что многие люди вместо часов используют сотовый телефон, вряд ли вы человека, у которого в доме нет ни одних настенных часов или хотя бы будильника. А наручные или карманные часы – аксессуар не только удобный, но и красивый.

Плюсы

Тонкая работа часовщика несовместима с выпивкой – и это несомненный плюс профессии.

Минусы

Минусы профессии связаны в основном с сидячей работой и напряжением зрения. Поэтому мастер-часовщик должен обязательно следить за здоровьем позвоночника и глаз, заниматься гимнастикой.

Рабочее место

Часовые мастера могут работать на часовых заводах, в мастерских по ремонту часов.

Важные качества

Профессия часовщик предполагает усидчивость, хорошую ручную моторику, острое зрение. Часовщику-ремонтнику также важны умение общаться с людьми, выдержка и доброжелательность.

Неврологические болезни или болезни опорно-двигательного аппарата, затрудняющие точность движений, с профессией часового мастера несовместимы.

Знания и навыки

Часовщик должен хорошо понимать устройство часовых механизмов, электронных и кварцевых часов, знать свойство материалов. Владеть методикой диагностики и устранения неисправностей. Уметь пользоваться инструментами для изготовления и починки часов.

Где учат

В России практически нет учебных заведений, которые готовят часовщиков. Среди немногих –  «Петродворцовая школа часовщика – Ракета». Она действует при Петродворцовом часовом заводе «Ракета».

Иногда часовые заводы принимают на работу с обучением или проводят курсы с последующим трудоустройством. Карьеру часовщика-ремонтника знающие люди советуют начинать с работы подмастерья у хорошего мастера.

Совершенствоваться в профессии можно на дополнительных курсах. Иногда их проводят иностранные часовые фирмы (в том числе и швейцарские) – у себя на производстве или прямо в России.

Знаменитый часовой мастер из Питербурга Константин Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов, по своей первой профессии –  радиотехник. Он считает, что именно профессиональная подготовка помогла ему разобраться в часовых механизмах и полюбить их. Константин – единственный член Академии независимых часовщиков (AHCI) из России.

Источник: https://www.profguide.io/professions/Chasovshchik.html

Ремонт часов своими руками или

Дело мастера боится: часовые механизмы
Из чего состоят часы? Ну, скажете вы, из всяких там колёсиков, пружинок, рычажков. И будете правы, но… на самом деле часы — это прежде всего корпус и механизм. Так вот. Когда находит грусть, кто-то «откупоривает шампанского бутылку» по мудрому совету литературного персонажа, а кто-то ищет занятия для рук.

Итак, на дне коробки с запчастями отыскался у меня великолепный механизм, часовой калибр Ракета 2628.Н, один из лучших калибров часовой промышленности СССР, если не лучший. Беда одна. Он стоит, как вкопанный. Следовательно, предстоит репассаж.

Ладно, по-французски это слово означает «глажка одежды», но мы-то подразумеваем генеральную чистку, смазку и регулировку часового механизма с полной его разборкой. Калибр не из простых. В усложнениях — календарь мгновенного действия.
Хорошо. Это механизм. Нам нужен корпус для него. Есть! Невесть что, но он есть.

В качестве лекарства от скуки создадим марьяж, поставим калибр Ракета 2628.Н в китайский корпус. Пусть походит в нем, пока новеньким разживёмся чем-то более приличным и родным.

REM: если кому-то по душе термин «котлета», да ради бога!

«Итак, мы начинаем» ©. Для работы нам понадобятся два пинцета — прямой и г-образный, путцхольцы* — большие и малые, в качестве малых пойдут зубочистки. Отвёртки, двух тут достаточно. Оптика, часовые масла, маслодозировка. *- См. Тезаурус. Для смазки одного механизма применяется до пяти видов масел. Масло для палет и баланса, для ангренажа, для ремонтуара и для пружины. Притом для первого витка пружины иногда применяется смазка, специально для первого витка пружины предназначенная. Такие тонкости. Но мы обойдёмся двумя универсальными — «702» для смазки пары металл-камень и «701» для пары металл-металл. Здесь их достаточно. Это недорогие масла, но со своей функцией справляются великолепно. Масла куплены на АлиЭкспресс в кои-то времена, накладную, увы не сохранил. Начинаем. Кладём калибр на подставку «быстрой стороной» кверху и отпускаем пружину, придерживая отвёрткой стопор колеса барабана. Затем снимаем баланс вместе с мостом и прокладкой под ним.
Оборачиваем часы циферблатом вверх. Снимаем стрелки. Для этого воспользуемся г-образным пинцетом, подложив предварительно прокладку на циферблат, чтобы не поцарапать его. У меня вот такое приспособление из куска старой фотоплёнки. Теперь снимаем циферблат и пластиковое кольцо между ним и платиной, опустив два винта на торцах платины механизма (они видны нв втором фото снизу).
Вот что под циферблатом. Снимаем шайбу, шкалу дней недели. Шкалы будут вымыты в шампуне и очищены мягкой беличьей кисточкой.
Теперь нам открыт доступ к мосту календаря. Отвинчиваем три крепёжных винта, снимаем мост календаря, аккуратно! — там несколько пружин и мелких деталей, стремящихся очень резво воспользоваться столь внезапно обретённой свободой!
Разбираем «медленную сторону». Снимаем колёса и рычаги календаря, вексельное и переводное колеса, пинцетом с прямыми губками снимаем минутный триб. Для снятия минутного триба прикладываем небольшое усилие. Аккуратно раскладываем детали на чистом листе бумаги. Медленная сторона свободна. Переворачиваем механизм. Демонтируем колесо барабана, заводное колесо. Заводное колесо крепится винтом с левой резьбой. Будем внимательны. Снимаем детали и мост барабана. Мост барабана крепится тремя винтами. Два коротких и одни длинный. Длинным винтом также закреплена собачка барабанного колеса. Снимаем её аккуратно, помня о пружинке, находящейся под собачкой.

Снимаем мост ангренажа, секундное и промежуточное колесо.
Демонтируем мост центрального колеса. Обязательно запоминаем какой винт где стоял. Если перепутаем, не соберём ремонтуар.
Снимаем анкерное колесо, мост анкерной вилки и саму вилку. При этом помечаем винты крепления вилки. Их нельзя спутать с другими. А вот тут виден виновник остановки часов — тот махонький чёрный волосок, притаившийся на копье вилки. Удаляем его. Итак, у нас остаётся ремонтуар. Снимаем крышку ремонтуара, извлекаем переводные рычаги, вал, пружину и кулачковую муфту.

Платина свободна. Часы готовы принять водные, о, пардон, бензиновые процедуры. Для процедур используем бензин «Калоша». Качество бензина имеет значение. Некоторые оставляют налёт. Некоторые обладают весьма нехорошим запахом. Мне удалось приобрести вот этот сорт. С ним возможно работать даже в квартире, если окно приоткрыто. И следов на деталях не оставляет. Но если не найдёте такой, «Бензин для зажигалок» тоже сгодится. Весь процесс чистки снять не получилось. Руки в перчатках, лицо прикрыл «лепестком», чтобы бензиновой смеси не нанюхаться, а действие проходило на балконе, то бишь, на свежем воздухе. В помощь были привлечены кисти, зубные щётки, путцхольцы и бумажные гигроскопичные салфетки. Итог — всё сияет. Облагородим стрелки, снимем старый разрушенный лак и нанесём новый.

Приведём в порядок корпус (насколько это возможно). Вымоем, вычистим, отполируем стекло. как было а так стало Скажем за это спасибо зубной пасте Prokudent 🙂 Лучшего полироля (по моему мнению, опирающемуся на длительную практику) для часовых акриловых стёкол ещё не придумали. Как принято говорить, «сборка механизма производится в обратной последовательности». Поставим на место центральное колесо, смажем его камни, накроем мостом, соберём ангренаж — устанавливаем промежуточное, секундное и анкерное колесо, накрываем это всё мостом ангренажа. Смазываем камни и цапфы. Смазываем пружину и собираем барабан. Устанавливаем его на место и накрываем мостом. Ставим колёса барабана и заводное колесо. Отвёрткой заводим пружину на три-четыре щелчка и проверяем скат ангренажа — отлично!

REM: О термине «скат колёсной системы ангренажа» расскажу подробнее, поскольку это очень важный момент в ремонте часовых механизмов. Если пружину завести, то агренаж, не контролируемый анкерной вилкой, начнёт свободно вращаться с большой скоростью. Вращение происходит в одном направлении.

Если механизм собран правильно и тормозящие факторы отсутствуют, то по окончании завода пужины колёса повернутся на определённое число оборотов в противоположную сторону. Это говорит о правильной сборке и обслуживании калибра.

Если этого не происходит, то в системе есть тормозящий момент, причину которого нужно найти и устранить. Замечу, что проверку ската нужно производить только при смазанных камнях и цапфах, иначе цапфы могут перегреться от быстрого вращения и, как говорят, «сгореть» — потерять от нагрева закалку.

Такие цапфы очень быстро выйдут из строя в эксплуатации часов.

Устанавливаем анкерную вилку, мост вилки. Смазываем рабочие грани палет. Заводим пружину на пару оборотов и проверяем импульс вилки. Есть, прекрасно. Ставим баланс. И — о чудо! — часы пошли. Теперь бушоны.

Работа с бушонами. Фото.

REM:Бушоны обслуживаем после того, как установлен баланс. Это делается так, чтобы масло создало плёнку, правильно заполнило объём и не растекалось. После обслуживания бушонов баланс уже не снимают, но если возникает такая необходимость, то при повторной установке весь процесс повторяется — то есть, промывается баланс, заново разбираются, промываются и смазываются бушоны. Иначе смазка узла будет нарушена и межпрофилактический период значительно сократится.

Аккуратно, придерживая путцхольцем «лиру», снимаем её. Снимаем бушон, отправляем его в бензин, где он благополучно рассыпается на две части — накладной камень и проходной. Промываем, собираем, капнув масла «702» на накладной камень, устанавливаем на цапфу баланса и, тихо шепча молитву и затаив дыхание, нежно отправляем лиру в её пазы. Уф! Теперь то же на платине. Готово. Собираем календарь. Тут хитрость в том, чтобы аккуратно, не поломав накопительную пружину, поставить на ось командное колесо с кулачком перевода дня недели. С раза пятого собираем переводные рычаги календаря. Ставим на место диск чисел и накрываем всё это мостом. Тут нужна сноровка. Но ничего. С пятого раза всё становится на свои места. Теперь водружаем на законное место диск дней недели, отведя иглой в сторону рычаг его фиксации. Шайба и отмытый в пяти шампунях циферблат с пластиковым кольцом-проставкой. Закрепляем, проверяем работу календаря, проводим его до момента переключения и ставим стрелки на футоры в этом самом положении, чтобы календарь у нас переключался ровно в 12-00. Есть! Собираем механизм в корпус. Нажав на подавку, вынимаем заводной вал, устанавливаем калибр в корпус часов, фиксируем механизм распорным кольцом и, снова прижав подавку, устанавливаем заводной вал. Теперь выставляем ход и выкачку по прибору. Поскольку далеко не у каждого дома наличествует такая экзотика, как ППЧ-7 (Прибор Проверки Часов), то на практике вполне применим смартфон с установленной на нем программой Clock Tuner, которую можно получить из Play Маркет Андроид. Бесплатной версии программы более, чем достаточно для вполне адекватной настройки хода механизма часов, но полная версия более информативная. По отображаемому программой графику при помощи градусника и подвижной колонки баланса выставляем выкачку и период колебаний 18000 ВРН. Вуаля — «в ниточку»! Ошибка хода составляет минус четыре секунды в сутки. Для такого механизма — более, чем великолепный результат. Закрываем заднюю крышку-«хлопушку». Всё! А, нет, не всё! Собственно, ради чего всё это делалось. P.S. Поносил часики малость и решил, что с тёмными стрелками всё-таки будет лучше.

… и на модном аксессуаре

Тезаурус.

Ангренаж — совокупность колёс часового механизма. Собственно, это устройство передачи усилия пружины на спусковое устройство.

Бушон — узел часового механизма, часть инкаблока, защищающий цапфы осей от повреждения при ударе и сохряняющий смазку.
Выкачка — точная установка равновесного положения баланса.
Палеты — прямоугольные камни анкерной вилки, работающие с венцом анкерного колеса. Различают входную и выходную палету.
Платина — (ударение на первом «а») то, на чём, собственно, собирается весь механизм часов. Плата. Вот та штуковина круглой формы с множеством фрезеровок. К драгметаллам отношения не имеет.
Путцхольц (от нем. Putzholz) — заострённая деревянная палочка для чистки и удержания деталей при сборке.
Ремонтуар — механизм перевода стрелок вручную.
Футор — цилиндрическая часть колеса для крепления стрелок.
Цапфа — самая тонкая часть на конце оси колеса, входящая в отверстие камня.

Добавить в избранное Понравилось +228 +377

Источник: https://mysku.ru/blog/diy/74624.html

Читать

Дело мастера боится: часовые механизмы
sh: 1: –format=html: not found

Солнцев Г

“РЕМОНТ ЧАСОВ СВОИМИ РУКАМИ”

Пособие для начинающего мастера

Введение

Классификация

Часовые приборы можно классифицировать по-разному: по принципу действия, по устройству колебательной системы, наконец, по назначению.

По принципу действия часовые механизмы могут быть механическими, электронно-механическими или электронными. Используемые в устройстве часов колебательные системы (баланс, маятник, кварцевый генератор, камертон и др.) зависят от способа применения и предназначения часов.

Так, например, маятниковые часы могут работать только в том случае, если маятник подвешен вертикально, то есть часы должны быть неподвижны. Это напольные, настенные или (в редких случаях) настольные часы.

Балансовая колебательная система, в отличие от маятниковой, не боится перемещений механизма, поэтому она используется в основном в наручных или карманных часах.

Механические часы, помимо этого, могут подразделяться по типу применяемого двигателя: гиревого или пружинного. Самые простейшие по конструкции — это настенные маятниковые часы с гиревым двигателем, такие, например, как часы с кукушкой.

Механические часы, кроме основного механизма, могут располагать еще и различными дополнительными устройствами. Например, в крупногабаритных часах это может быть бой, календарное или сигнальное устройство; в наручных часах — автоматический подзавод пружины, секундомер, сигнальное или календарное устройство и т. д.

Электронно-механические часы могут быть как наручными, так и стационарными (настольными или настенными). Электронные и электронно-механические часы также могут быть снабжены дополнительными устройствами.

Книга посвящена в основном ремонту самых распространенных часов — наручных и будильников.

Основные узлы часового механизма

В механических часах таковыми являются: двигатель, основная колесная система, колебательная система или регулятор, спуск или ход, стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок.

Источником энергии в часах является двигатель.

Он может быть пружинным или гиревым. Заведенный двигатель запасает энергию, а затем через колесную систему передает ее регулятору и стрелочному механизму. Основная колесная система состоит из зубчатых колес (секундного, промежуточного, центрального), передающих энергию от двигателя через спуск на регулятор и стрелочный механизм.

Регулятор управляет раскручиванием пружины (или распусканием гири). Спуск, являющийся промежуточным узлом, периодически освобождает зубчатую передачу в колесной системе и передает энергию пружины регулятору.

Стрелочный механизм состоит из системы зубчатых колес (переводные, вексельное, часовое) и передает стрелкам движение от основной колесной системы.

Механизм завода пружины и перевода стрелок состоит из заводного вала, барабанного и заводного колеса и системы рычагов. Основание часового механизма — платина, одна из сторон которой называется мостовой, а другая — циферблатной.

На мостовой стороне располагаются: двигатель, основная колесная система (или ангренаж), анкерное колесо, анкерная вилка, баланс-спираль, механизм автоподзавода у часов, располагающих такой системой, а на циферблатной — стрелочный механизм, механизм завода пружины и перевода стрелок и календарный механизм, если таковой предусмотрен.

Принцип действия часового механизма

Заводная головка навинчена на заводной вал.

При вращении головки, т. е. при заводе часов, вал тоже вращается, передавая движение на заводное колесо и далее — на барабанное колесо, надетое на вал барабана. На нем крепится внутренний виток заводной пружины, и при вращении колеса пружина накручивается на вал.

Когда заведенная пружина начинает раскручиваться, то вращение барабана передается на центральное колесо. Центральное колесо, в свою очередь, вращает колесо промежуточное, а оно — секундное, приводящее в движение секундную стрелку. Затем с секундного колеса движение передается на анкерное колесо, поддерживающее колебания баланса.

Наконец, через вексельное колесо движение передается часовому колесу с часовой стрелкой.

Для ремонта часов в домашних условиях вам пригодятся: лупа, несколько отверток с диаметром лезвий от 0,6 до 2 мм, 2–3 пинцета, набор ключей, плоскогубцы, кусачки, напильники, игла, нож, штангенциркуль, приспособления для чистки и смазки (масленка, щетки, резиновая груша и др.). Бензин для смазки можно наливать в обыкновенный чайный стакан, только необходимо плотно закрывать его. В качестве щеток для чистки деталей можно использовать старые зубные щетки.

Глава 1. Ремонт механических часов

Разборка наручных часов

Поскольку довольно часто причиной остановки часов является загрязненность механизма, высыхание масла, проникновение влаги внутрь корпуса часов и т. д., то иногда бывает достаточно просто разобрать часы, при этом промыв или смазав их механизм. Перед разборкой часов изучите прилагаемую схему (рис. 1).

Рис. 1.Кинематическая и принципиальная схема механизма часов:

1 — баланс;

2 — ролик двойной;

3 — ось баланса;

4 — камень сквозной;

5 и 6—калош накладной и импульсный;

7 — копье;

8 — штифты ограничительные;

9 — вилка анкерная;

10 — ось анкерной вилки;

11 и 12—полеты входная и выходная;

13 — спираль;

14 — колодка спирали;

15 и 16 — штифты регулировочного градусника;

17 — колесо анкерное;

18 — камень сквозной;

19 — триб анкерного колеса;

20 — колесо секундное;

21 — триб секундного колеса;

22 — стрелка секундная;

23 — колесо промежуточное;

24 — триб промежуточного колеса;

25 — колесо центральное;

26 — триб центрального колеса;

27 — барабан;

28 — пружина заводная;

29 — вал барабана;

30 — накладка мечевидная;

31 — колесо барабанное;

32 — собачка;

33 — пружина собачки;

34 — муфта кулачковая;

35 — колесо заводное;

36 — триб заводной;

37 — вал заводной;

38 — рычаг переводной;

39 — пружина переводного рычага (фиксатор);

40 — рычаг заводной;

41 — пружина заводного рычага;

42 и 43 — колеса переводные;

44 — колесо вексельное;

45 — триб вексельного колеса;

46 — колесо часовое;

47 — стрелка часовая;

48 — стрелка минутная;

49 — триб минутной стрелки (минутник)

Разборка проводится в следующей последовательности:

— Снять заднюю крышку корпуса (удобнее всего подцепить ее ножом; некоторые крышки откручиваются). Как правило, такие неисправности, как лопнувшая пружина, сломанные или погнутые колеса, разболтавшиеся винты, видны сразу же.

— Если при беглом осмотре все выглядит целым, следует вынуть механизм из корпуса. Для этого сначала надо спустить заводную пружину; делается это так: заводной головкой собачка отводится в крайнее положение (момент завода) и придерживается пинцетом, а заводная головка в это время осторожно вращается пальцами.

Затем извлекается заводной вал. Для этого надо установить его в положение перевода стрелок и ослабить винт переводного рычага. Потом механизм вынимается из корпуса и заводной вал опять становится на место. В некоторых моделях корпус часов устроен так, что механизм можно вытащить и без снятия заводного вала.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=227676&p=1

Ogorod-flower
Добавить комментарий